Каракс — маг, который одаривает зрителей
сюрпризами, как детей у новогодней елки. Он возрождает старую традицию
"кино аттракционов", сопрягая ее с новейшими эффектами виртуальной
реальности. Он создает фильм-наркотик, фильм-экстатическую поэму в музыке,
танце и пиротехнике. Благодаря Караксу был доведен до
логического предела процесс саморазрушения авторского кино. Оно утратило
спонтанность; оно, хирея, нехотя обнажило свои рациональные подпорки. И на
смену ему пришла авторизованная модель кино, маньеристски сконструированного из
осколков старых жанров и мифов. Кино барочного экстаза. Кино выспренней
мелодрамы. В нем стали искать новую естественность и легкое дыхание. Каракс — чудесный и одновременно ужасный
ребенок французской киноиндустрии — вырос из ее малогабаритных одежек и рвется
в Голливуд. Его заклинают горьким опытом предшественников. Он не внемлет
предупреждениям. Если надо, сможет работать и со звездами. Например, с Шэрон
Стоун; правда, сначала он попробует сделать ее своей женой. От Лос-Анджелеса не
так далеко Гранд-Каньон и Лас-Вегас; есть там и негры, и мексиканцы, и другие
маргиналы, без которых ему, европейскому космополиту, было бы неуютно. И
вообще, как говорится в финале "Любовников": "Вы все скоро
заснете в своем Париже!" В возрасте Христа Каракс сделал фильм-прощание с
городом, который олицетворяет для него роскошь и упадок современного мира, его
апокалипсис и триумф безумия. Картина стала прощанием и с Жюльетт
Бинош. У каждого началась новая жизнь, и Каракс ждет, когда к нему придет
новая Муза. И тогда родится новый фильм. Тот, который уже родился, вряд ли
можно считать законным чадом Каракса. Показанная в 1999 году в Канне "Пола
Икс" тоже стала продуктом многолетних стараний. Вокруг этого проекта, как
водится, выросли легенды и намешались личные обстоятельства. Одним из таких
обстоятельств стала дружба Каракса с литовским режиссером Шарунасом Бартасом и
его женой актрисой Катериной Голубевой. Именно она сыграла в жизни Каракса роль
эрзац-музы. Голубева изображает в фильме,
поставленном по мотивам Джозефа Конрада, таинственную славянку, кажется,
беженку из какой-то неблагополучной страны. Сам Бартас появляется в эффектном
"камео" в образе безумного музыканта-пророка. В роли благополучного
молодого писателя, который пытается познать "настоящую жизнь" — Гийом
Депардье, сын знаменитого Жерара. Его мать — неувядаемая Катрин Денев, которая
впервые спустя тридцать лет после "Дневной красавицы" обнажила на
экране свою грудь. После того как режиссер сажает звезду на мотоцикл и
"убивает" в середине фильма, он становится значительно хуже. Хотя
должно быть наоборот: героиня Денев воплощает благополучие и буржуазность,
которых что есть мочи бежит герой Депардье-младшего. |