Чтобы возбудить интерес к героине
Голубевой, Каракс заставляет ее произносить заунывные монологи с сильным
акцентом и "вживую" играть сексуальные сцены с Депардье. Фильм
наполнен характерными для Каракса поэтическими пассажами и эффектными
постановочными приемами. Однако весь этот искусно сконструированный мир рассыпается,
а идея картины выглядит удручающе банальной. Она сводится к тому, что художник
должен страдать. И все бы ничего, если бы вдруг от этого не повеяло (привет от
"ударенного" Тарковским Бартаса) унылой символикой
восточноевропейского кино. Наверное, художник должен страдать. Как и
нехудожник, впрочем. Но, наверное, он не должен делать это декларативно и
напоказ. Иначе он рискует показаться вызывающе несовременным. 90-е на своем исходе культивируют новые,
более конкретные ценности, чем призрачность кинематографических легенд.
Виртуализированный мир жаждет плотской жестокости и нерассуждающей
чувственности. Его легко загипнотизировать постановочной мощью, как делает это
американизированный и становящийся все более безличным Люк Бессон. Не
достигший еще сорокалетия Каракс вдруг начинает казаться старомодным и
провинциальным со своим сугубо французским картезианством и авторским нарциссизмом.
Впрочем, он еще достаточно молод и безумен, чтобы построить новый имидж. "Я думаю, — говорит Каракс, — для
нашей эпохи типично то, что мы живем в состоянии безвыходности. И скоро
неизбежно наступит еще более брутальный отрезок. Кино должно присутствовать при
этом — несмотря на то что уже поздно. Оно должно сопровождать людей в
опасности. При условии, что оно само устремлено к опасности". 15. Кира Муратова. Вполне маргинальная мания величия
"Короткие
встречи" "Среди серых камней" "Долгие проводы" "Познавая белый свет" "Астенический синдром" "Перемена участи" "Чувствительный милиционер" "Увлеченья" Обвал призов
("Ники", "Триумфы" и др.), один за другим достающихся в
последние годы Кире Муратовой, окончательно утвердил статус режиссера из Одессы
как живого классика постсоветского кино, которое еще недавно было советским. Кино, но не
сама Муратова: едва ли не единственная из отечественного "отряда
кинематографистов", она двигалась не напролом, а по касательной к
историческому времени. Ее творческий путь уникальным пунктиром прошел сквозь
оттепель, застой, перестройку и период первоначального накопления. И она одна
из немногих, кого не привлекла возможность вписаться в новый буржуазный
истеблишмент. На элитарных церемониях Муратова, в сапогах образца 60-х и совсем
не изысканных очках, смотрелась совершенно отдельно, хотя и была неразлучна со
своей любимой сценаристкой и актрисой Ренатой Литвиновой — символом новорусской
светской Москвы. |