Биограф
способен различить в творчестве режиссера классический, модернистский и
постмодернистский периоды. Если они и не наложились на соответствующие фазы
мирового кинематографа с идеальной точностью, то опоздание или опережение лишь
придавало фильмам Муратовой особое "маргинальное" обаяние. Она вообще
никуда не вписывалась: ни во ВГИК, ни в Одесскую киностудию, ни в западную
фестивальную тусовку, одно время шумно превозносившую ее. Даже подданство у
Муратовой было не российским, не украинским и не советским, а румынским.
Доставшееся от матери и совершенно не нужное в практической жизни, оно причиняло
тогда немало хлопот. Зато сегодня Муратова со снисходительной улыбкой
вспоминает, как Параджанов пытался раскопать ее генеалогию и выводил ее от
румынских князей. "Во-первых, это неправда, — говорит она, — во-вторых,
это мне безразлично. Я — не аристократка". Мода на "благородные
корни" чужда ей, как всякая другая. Муратова не отрицает, что, как любому
режиссеру, ей свойственна "мания величия", но при этом ощущает себя
фигурой вполне маргинальной. Единственное свидетельство принадлежности
Муратовой к ареалу советского кино — то, что она окончила мастерскую Сергея
Герасимова и начала работать (еще в 1962 году) не без его помощи и поддержки.
Последняя сыграла решающую роль и в истории запуска лучшей муратовской картины
— 'Долгие проводы (1971). Сначала сценарий Наталии Рязанцевой мурыжили во всех
инстанциях. Цензоры заподозрили в нем ужасные намерения "противопоставить
интеллигенцию и народ". Ведь недаром сын рвется от матери-машинистки к
отцу-ученому. Пришлось переквалифицировать героиню в переводчицы. Не помогло.
"Это будет вялый и скучный фильм, в котором наши люди и наша современность
будут выглядеть весьма уныло", — суммировал упреки один из самых
влиятельных внутренних рецензентов. И тогда вмешался Герасимов, поручившийся
за свою ученицу "на самом верху". Окончательный же сигнал к запуску
дала разыгравшаяся в Одессе холера, которая поставила под угрозу годовой план
студии. Тем не менее уже снятый фильм был положен на полку, вслед за чем целая
идеологическая кампания вихрем прокатилась от Москвы до Киева и обратно. Сегодня, вглядываясь в эту историческую
кунсткамеру, довольно затруднительно понять, чем, собственно, так раздражили
"Долгие проводы", а еще до них — "Короткие встречи" (1967),
бесхитростные и при этом слегка манерные "провинциальные мелодрамы" о
простых людях и их простых чувствах. Попав под пресс цензуры, эти фильмы обрели
репутацию оппозиционных. Однако если они таковыми и были, то не только по
отношению к советскому образу жизни, но и по отношению к модным тогда образцам
западного модернизма — Бергману и Антониони (в подражании которым Муратову
дежурно упрекали). |