Она не отрицает, что когда-то ей
нравилась "Земляничная поляна". Но уже давно бергмановский
кинематограф не кажется ей вдохновляющим — как и вообще так называемое Большое
Кино. ("В Бергмане мне не хватает варварства.") Такое
кино поднимает глобальные проблемы человеческого бытия, выстраивает их в
определенной конструкции, которая как-то развивается и в финале приводит к
разрешению, просветлению (или наоборот). Даже такой "прелестный,
замечательный" — по словам Муратовой — фильм, как "Осенняя
соната", не лишен диктата "проклятых вопросов": мать и дочь,
кто из них прав, проблемы поколений и так далее. Это неизбежно предполагает
некие нравственные суждения и выводы, а они, с точки зрения Муратовой,
неправомерны. В "Долгих проводах" отношения
стареющей матери и ее взрослеющего сына никак не ассоциируются с конфликтом
поколений, или мировоззрений, или даже претендующих на некое значение
личностей; эти отношения носят абсолютно камерный, интимный характер. И именно
эти черно-белые фильмы Муратовой, вобравшие антураж и стиль 60-х годов,
нисколько не устарели — в отличие от многих образцов "глобального
кино" той эпохи. Мало того, по духу они принадлежат уже следующему
десятилетию. И даже, как теперь можно догадаться, следующему столетию. Веку,
когда глобальные идеи уже не будут занимать воображение. Когда истинно и вечно
новое будет открываться в пугающе банальном. Зинаида Шарко сыграла в "Долгих
проводах" великую роль — а между тем она сыграла "пошлую
женщину". То есть совершенно нормальную — в меру эгоцентричную, в меру
неврастеничную, не по возрасту кокетливую, с ищущим голодным взглядом.
Обреченный исторгать слезы финал "Долгих проводов" замечателен тем,
что сын вдруг прозревает в матери, учинившей хамский скандал в театре, одинокое
существо, которому больше жизни нужна ласка. Героиня Шарко — это и есть
советский народ, которому в его состоянии врожденного невроза по сути так
немного требуется для счастья. Идеально чувствуя и слыша своих
соотечественников (в ее фильмах неповторим голос южнорусской улицы), Муратова
ухитрилась снять первые в нашей кинематографии несоветские — не путать с
антисоветскими — фильмы. Это не притчи, не метафоры и не аллегории. В них не
возникает тень отца Гамлета, Жанны д'Арк или погибшего на войне предка, в
"поток жизни" не врезается встреча фронтовиков у Белорусского
вокзала. Эти фильмы — о "другой жизни". С них начались долгие проводы
советского кино. Но они подают и знак прощания с мифологией модернизма — с
тотальным отчуждением, отвращением, молчанием и затмением. Интуитивный шаг в сторону был сделан
Муратовой одной из первых — еще на исходе 70-х, когда режиссер, к полному
недоумению автора сценария Григория Бакланова, раскрасила игриво оптимистичными
цветами соц-арта одежды своих героев-строителей в картине "Познавая белый
свет". Это был напитанный выморочной "светлой лирикой" первый
образчик социалистического постмодернизма. Однако самый декадентский фильм
Муратовой (вызывающе мрачный и стилистически старомодный) неожиданно появился
уже в разгар перестройки и назывался символично — "Перемена участи"
(1987). Тогда он показался капризом художника, не знающего, как лучше
распорядиться дарованной свободой. Между тем даже в этом переходном фильме
Муратова внедряет в сознание кинематографа чувство непрерывности. |