Столь же полярно разведены в картине
мужской и женский пол. Они практически не соприкасаются и живут каждый своими
маниями. Это и есть "увлеченья' — у кого такие, у кого сякие. Кто охотится
с фотоаппаратом за кентаврами, якобы обитающими в заповеднике Аскания-Нова.
Кто плетет бесконечные интриги перед скачками, тасуя колоду заветных имен —
Перстень, Гарольд, Зяблик, Мушкет... Ко всем этим "странностям любви"
Муратова относится снисходительно и отчужденно. Все они прокручиваются по
энному кругу и что-то напоминают из прошлого, из ее собственного кинематографа.
Однако то, что когда-то было трагедией (или "провинциальной
мелодрамой"), нынче возвращается в виде абсурдной комедии, лишь слегка
озадаченной язвительной и меланхоличной улыбкой инобытия. Даже знаменитая сцена с обреченными
собаками, ставшая апофеозом "Астенического синдрома", находит в
"Увлеченьях" свой парафраз. Только теперь собаки вместе с кошками
заперты не в предсмертной клетке, а в ловушке цирковой арены, дрессировщица же
с подозрительной настойчивостью повторяет, что она их не бьет. Кстати, прием
проговаривания одних и тех же реплик — вдвойне назойливый от специфически
колоритного южного прононса — становится частью звуковой партитуры, заложенной
режиссером в эту музыкальную шкатулку. Это фильм легкий и вполне невинный. Он
почти целиком вырос из той "жовиальной" и "оптимистичной"
Муратовой, которая даже в "Синдроме" дала о себе знать фигурой
толстой школьной завучихи, столь органичной в своем одноклеточном естестве,
что невозможно ею не любоваться. (Недаром сыгравшая ее Александра
Свенская появляется в "Увлеченьях' в образе феллиниевской клоунессы.) В "Милиционере" есть
подкупающее лукавство: в муках рожденный во французской копродукции, он
опирается на традицию русского авангарда, на образы Петрова-Водкина. Сочетание
примитивизма и изысканности в поздних фильмах сбивает с толку западных
поклонников ранней Муратовой, некогда плененных стилистическим единством
"Долгих проводов . Ее усугубляющийся маньеризм лишен всем понятного
культурного кода, но именно благодаря этому Муратова сохраняет себя и как
"проклятый поэт", и как провинциальное "культурное
меньшинство". В свое время Муратова говорила, что не
видит принципиального различия между проблемами того или иного общества.
Только "у них" — в отличие от "нас" — скелет задрапирован
красивыми одеждами. Их отсутствие не помешало Муратовой, единственной в своем
режиссерском поколении, достойно пережить смену времен, поражая окружающих
неукротимым творческим духом и анархизмом несколько балканского толка. |