Надо думать, Муратовой нелегко отрешиться
от собственных злых духов. Наверняка помог "Астенический синдром" —
показательный акт экзорцизма, изгнания бесов. В "Чувствительном
милиционере" еще ощущаются следы внутренней борьбы и усталости.
"Увлеченья" переводят зрителя в иной психологический регистр, где
каждый персонаж предстает носителем одной, но пламенной страсти. Страсти
одновременно фанатичной и невинной. Но появляются "Три истории"
(1997) — и круг замыкается опять. В каждой из историй совершается убийство, а
во второй — даже два. Рената Литвинова играет здесь работницу регистратуры в
родильном доме, которая не любит мужчин, не любит женщин и даже детей. Как выражается
героиня, "я ставлю этой планете ноль". Зато она любит... бумаги, вся
трепещет, прикасаясь к ним. Потому что архивные бумаги хранят данные о матерях,
бросивших своих новорожденных чад. Там, за сакральной дверью архива, Офелия,
сокращенно Офа, выясняет, благодаря чьему эгоизму она сама осталась сиротой. "Офелия" — это "Секреты и
обманы" на наш русский манер. Если в знаменитой британской мелодраме Майка
Ли дочь проявляет максимум терпимости и гуманизма к нерадивой матери, то в
отечественном варианте она попросту сталкивает неуклюжую толстуху в Черное
море. А потом, сидя на берегу, испытывает долгожданный оргазм. Под стать Офелии и герои других
муратовских новелл. Один, в исполнении Сергея Маковецкого, замочив соседку по
коммуналке, приносит ее тело в котельную, к знакомому кочегару, по
совместительству поэту и держателю гомосексуального притона, "чтобы
по-людски предать огню". А пятилетняя девочка из третьей истории помогает
уйти в мир иной прикованному к креслу старику — Олегу Табакову — с помощью
крысиного яда. От таких историй, подозреваю, поежился бы Сергей Аполлинариевич
Герасимов, учитель и защитник Муратовой, памяти которого посвящена картина. Муратова по-прежнему меряет человека не
социальными и культурными, а природными мерками: недаром Офелия читает вовсе
не своего любимого Шекспира, а "Человека-зверя" Золя. По-прежнему
описывает прихотливые извивы человеческих маний. По-прежнему, работая с
разными сценаристами и со своим оператором Геннадием Карюком, конструирует
модернистские детективы без развязки. По-прежнему строит мир выморочного
абсурда, где архивная пыль столь же эротична, как холод морга. Вход в этот мир
свободен для всех желающих, хотя о его сходстве с реальным каждый судит в меру
испорченности своего воображения. Ей, провинциальной анархистке, прощается
многое, но крепнет и партия противников. На западных фестивалях к фильму тотчас
же охладели, как только обнаружили в нем экзистенциальные проблемы вместо
добросовестного отражения "экономического и морального хаоса в
современной Украине". На родине Муратову уже успели обвинить в
человеконенавистничестве и даже в предательстве прежних любимцев режиссера —
животных. Посмотрите, с каким остервенением кошка терзает украденного на кухне
цыпленка! |