Муратова, при всей ее отчужденности от
процесса, в очередной раз исхитряется быть первопроходцем на поле, перепаханном
западным кино и брошенном ввиду слишком явного "кризиса гуманизма".
Приятно, что требования гуманности киноискусства возобновляются вновь в нашем
чувствительном обществе — и именно в связи с Муратовой. Которая говорит о том,
что есть люди, верящие в какой бы то ни было прогресс, но она сама больше к ним
не относится. Как бы не сглазить. На новом проекте
Муратова не сошлась во взглядах на то, что дозволено искусству экрана, со своим
продюсером — свежеиспеченным мужем Ренаты Литвиновой. Съемки остановились,
Рената вышла из игры, раздираемая противоречием между консервативным супружеским
долгом и требующим все новых жертв бескомпромиссным искусством. А Муратова продолжает играть в ту же игру
по тем же правилам. По ним сделан и короткометражный фильм "Письмо в
Америку" (1999), показанный в Венеции. Денег на полный метр пока нет, и
Муратова пишет письма. Которые, даже не вникая в суть, легко опознать по
почерку. 16. Жан-Жак Анно. Вандал массовых зрелищ со знаком качества
"Имя розы" "Любовник" "Крылья отваги" "Битва за огонь" "Сталинград" "Имя розы" "Медведь" "Семь лет в Тибете"
Когда Франция вступала в последнее
десятилетие нашего века, журнал "Премьер" поместил на бложке фото
Жан-Жака Анно — человека, воплотившего в себе дух наступательной, агрессивной
зрелищности. Посвященная ему статья называлась "Планета Анно". Правда,
после экзотической горной эпопеи "Семь лет в Тибете" (1997) с Брэдом
Питтом в роли фашиствующего альпиниста (этот фильм только по недоразумению не
снял Вернер Херцог) Анно подорвал свои коммерческие позиции. Вскоре мы увидим,
сумеет ли он восстановить их в батальном киноэпосе про Сталинград. Во всяком
случае, это режиссер из тех, кто не сдается и всегда готов отвоевывать свою
нишу. И внешне он заметно отличается от
классического типа европейского кинотворца — рефлексирующего интеллектуала или
эксцентричного чудака. Анно — кудрявый сангвиник и неисправимый оптимист — не
скрывает, что больше всего ценит успех у публики, признание международного
рынка и Голливуда. И то, и другое, и третье, кажется, идет
ему в руки. Первый же полнометражный фильм "Черные и белые в цвете"
(1976) приносит дебютанту — ни много ни мало — "Оскара".
Последовавшая за этим еще одна комедия "Удар головой" (1978) с
Патриком Дэвэром почему-то считается неудачей; на самом деле то был нормальный
фильм с нормальным бюджетом, сделавший нормальные сборы. Передышка перед
выходящими за всякие рамки суперпроектами, о которых мечтал режиссер, всегда
ценивший фильмы с "широким дыханием". |